Наказание за браконьерство

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 декабря 2011 года N 948

Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

(с изменениями на 17 ноября 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 22 июля 2013 года N 252 (Российская газета, N 232, 16.10.2013);
приказом Минприроды России от 17 ноября 2017 года N 612 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.02.2018, N 0001201802010026).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3735; N 52, ст.6441, ст.6450; 2010, N 23, ст.2793; 2011, N 1, ст.10; N 25, ст.3530; N 27, ст.3880; N 30, ст.4590), статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591), статьей 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1462; 2003, N 46, ст.4444; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2008, N 30, ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 30, ст.3735; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590) и пунктом 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2581; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 49, ст.5976; 2010, N 5, ст.538; N 10, ст.1094; N 14, ст.1656; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251, ст.4268; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 36, ст.5149),
приказываю:
Утвердить прилагаемую Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

Министр
Ю.Трутнев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 января 2012 года,
регистрационный N 23030

Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

(с изменениями на 17 ноября 2017 года)

I. Общие положения

1. Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее — Методика), разработана в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.3735, ст.6441, N 52, ст.6450; 2010, N 23, ст.2793; 2011, N 1, ст.10; N 25, ст.3530; N 27, ст.3880; N 30, ст.4590) (далее — Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ), статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; 2007, N 27, ст.3213; 2008, N 26, ст.3012; N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 52, ст.6450; 2011, N 1, ст.54; N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4591), статьей 56 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст.1462; 2003, N 46, ст.4444; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2008, N 30; ст.3616; N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.17; N 11, ст.1261; N 30, ст.3735; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590) и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

2. Настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие:

а) прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности;

б) нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей;

в) локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов.

II. Исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

3. Исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя:

а) расчет вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности;

б) расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей (далее — расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов);

в) расчет вреда вследствие локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов.

4. Размер вреда вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности исчисляется как произведение таксы для исчисления размера вреда, причиненного данному виду охотничьих ресурсов, согласно Приложению 1 к Методике, пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике, и количества уничтоженных особей охотничьих ресурсов данного вида по формуле N 1:
У = Т x К x N, где:
У — размер вреда, причиненного вследствие прямого уничтожения конкретного вида охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения по неосторожности, руб.;
Т — такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;
К — пересчетный коэффициент;

N — количество особей уничтоженных охотничьих ресурсов.
Размер суммарного вреда вследствие прямого уничтожения нескольких видов охотничьих ресурсов, их незаконной добычи (отлова, отстрела), уничтожения охотничьих ресурсов по неосторожности исчисляется как сумма вреда в отношении всех особей каждого вида охотничьих ресурсов.

5. При расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры:

а) территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее — территория воздействия). Территория воздействия подразделяется на: территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия;
_______________
Территория необратимой трансформации характеризуется снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 75 до 100%; территория сильного воздействия — снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 50 до 74,9%; территория среднего воздействия — снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 25 до 49,9%; территория слабого воздействия — снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 0 до 24,9%.

б) численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

в) допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ;
_______________
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2010 года, регистрационный N 17603), с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 554 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2011 года, регистрационный N 19740).

г) период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее — период воздействия);

д) пол вида охотничьих ресурсов.
(Подпункт дополнительно включен с 27 октября 2013 года приказом Минприроды России от 22 июля 2013 года N 252)

6. Размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2:

где:
— суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, руб.;
— вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации, руб.,

— вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия, руб.,

— вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия, руб.,

;

— вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия, руб.;

— фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей;
— норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах;
Т — такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;
t — период воздействия, лет;
_______________
При бессрочном периоде воздействия применяется период воздействия продолжительностью 30 лет.
0,75 — пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия;
0,5 — пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия;
0,25 — пересчетный коэффициент для территории слабого воздействия.
В отношении видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи, и для которых не установлен норматив допустимого изъятия, при расчете суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, в качестве норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Н) используются показатели: для зверей — 30%, для птиц — 50%.
(Абзац дополнительно включен с 27 октября 2013 года приказом Минприроды России от 22 июля 2013 года N 252)

7. В случае нанесения вреда охотничьим ресурсам при нарушении или уничтожении среды их обитания в границах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников при расчете размера вреда применяется пересчетный коэффициент, указанный в Приложении 2 к Методике. В случае частичного попадания территории воздействия в границы государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников указанный коэффициент применяется лишь при расчете суммы вреда охотничьим ресурсам, возникшего вследствие нарушения или уничтожения среды обитания лишь на той территории воздействия, которая по результатам полевых и камеральных работ оказалась в границах указанных особо охраняемых природных территорий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 октября 2013 года приказом Минприроды России от 22 июля 2013 года N 252.

8. Размер суммарного вреда охотничьим ресурсам при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов исчисляется как сумма вреда в отношении всех видов охотничьих ресурсов, которые обитают (обитали) на территории воздействия, по формуле N 3:

,

где:
— суммарный вред при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов;
, , — суммарный вред при нарушении или уничтожении среды обитания 1-го, 2-го, n-го вида охотничьего ресурса.

9. Размер вреда, причиненного вследствие локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов, исчисляется как произведение количества охотничьих ресурсов конкретного вида, регулярно использовавших в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) разрушенные (уничтоженные) норы, дупла деревьев, тока, таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, согласно Приложению 1 к Методике и пересчетного коэффициента, указанного в Приложении 2 к Методике, по формуле N 4:

, где:

У — размер вреда, причиненный вследствие локального разрушения (уничтожения) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов, руб.;
— количество охотничьих ресурсов конкретного вида, регулярно использующих в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) разрушенные (уничтоженные) норы, дупла деревьев, тока, особей;
Т — такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;
К — пересчетный коэффициент.

10. В приложении 3 к Методике даны примеры исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам.

Приложение 1. Таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

Приложение 1
к Методике исчисления размера
вреда, причиненного
охотничьим ресурсам
(В редакции, введенной в действие
с 12 февраля 2018 года

приказом Минприроды России
от 17 ноября 2017 года N 612. —
См. предыдущую редакцию)

Таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

N
п/п

Виды охотничьих ресурсов

Такса (рублей за 1 особь)

Лось, сибирский горный козел, овцебык

Кабан, дикий северный олень

Благородный олень

Пятнистый олень, лань, туры, сайгак, кабарга

Косули, муфлон, серна

Снежный баран

Гибрид зубра с бизоном, домашним скотом

Медведи

Барсук

Сурки, бобры, куницы, харза

Соболь, выдра, росомаха

Рысь

Волк, лисица, шакал, енот-полоскун, енотовидная собака

Песец, корсак, дикие кошки, норки, зайцы, дикий кролик

Горностай, солонгой, ласка, ондатра, хори, колонок, белки, бурундуки, летяга

Кроты, водяная полевка, хомяки, суслики

Глухари

Тетерев, фазаны, улары, саджа

Гуси, казарки

Утки, рябчик, куропатки, кеклик, голуби, лысуха, вальдшнеп

Перепела, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, горлицы

Приложение 2. Значение пересчетного коэффициента «К»

Приложение 2
к Методике исчисления размера
вреда, причиненного
охотничьим ресурсам
(В редакции, введенной в действие
с 27 октября 2013 года
приказом Минприроды России
от 22 июля 2013 года N 252. —
См. предыдущую редакцию)

Значение пересчетного коэффициента «К»

N
п/п

Обстоятельства, которые повлекли причинение вреда охотничьим ресурсам

Значение коэффициента «К»

Значение коэффициента «К» при уничтожении самок охотничьих ресурсов

Умышленное уничтожение охотничьих ресурсов, в том числе:

Незаконная охота и (или) нарушение Правил охоты* (за исключением незаконной охоты и (или) нарушения Правил охоты на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников)

Незаконная охота и (или) нарушение Правил охоты на территории государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников

Добыча охотничьих ресурсов сверх установленного количества охотничьих ресурсов, указанного в разрешении на добычу охотничьих ресурсов

Добыча охотничьих ресурсов сверх установленной нормы добычи охотничьих ресурсов (за день или за сезон), указанной в разрешении на добычу охотничьих ресурсов

Действия (бездействия), по причине которых произошло уничтожение (гибель) охотничьих ресурсов умышленно или по халатности при осуществлении хозяйственной деятельности (без проведения предварительного расчета вреда намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность)

Уничтожение охотничьих ресурсов по неосторожности (кроме случаев осуществления охоты)

Уничтожение охотничьих ресурсов, занесенных в красные книги субъектов Российской Федерации

Локальное разрушение (уничтожение) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов

Примечание:
Значение пересчетного коэффициента «К» при уничтожении самок охотничьих ресурсов не учитывается при исчислении размера вреда, причиненного волку, лисице и шакалу вследствие их умышленного уничтожения.
* Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 512 «Об утверждении Правил охоты» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 года, регистрационный N 19704) с изменениями, внесенными приказами Минприроды России от 10 апреля 2012 года N 98 (зарегистрирован в Минюсте России 30 мая 2012 года, регистрационный N 24394), от 5 сентября 2012 года N 262 (зарегистрирован в Минюсте России 8 октября 2012 года, регистрационный N 25628) и от 8 ноября 2012 года N 373 (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2013 года, регистрационный N 26743).

Приложение 3. Примеры расчета размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

Приложение 3
к Методике исчисления размера
вреда, причиненного
охотничьим ресурсам
(В редакции, введенной в действие
с 12 февраля 2018 года

приказом Минприроды России
от 17 ноября 2017 года N 612. —
См. предыдущую редакцию)

Примеры расчета размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам

Пример 1.
Незаконная охота и (или) нарушение Правил охоты (за исключением незаконной охоты и (или) нарушения Правил охоты на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников).
Физическое лицо, находясь в общедоступных охотничьих угодьях, совершило отстрел лося, не имея разрешения на добычу этого вида охотничьего ресурса. При этом:
Т = 80000 руб.,
К = 3,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 80000 х 3 х 1 = 240000 руб.
Пример 2.
Физическое лицо, находясь в общедоступных охотничьих угодьях, совершило отстрел самки лося, не имея разрешения на добычу этого вида охотничьего ресурса и (или) вне установленных сроков охоты. При этом:
Т = 80000 руб.,
К = 5,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 80000 х 5 х 1 = 400000 руб.
Пример 3.
Незаконная охота и (или) нарушение Правил охоты на территории государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников.
Физическое лицо, находясь на территории государственного природного зоологического заказника, отловило при помощи удушающих петель две особи кабарги. При этом:
Т = 60000 руб.,
К = 5,
N = 2
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 60000 х 5 х 2 = 600000 руб.
Пример 4.
Физическое лицо, находясь на территории государственного природного зоологического заказника, отловило при помощи удушающих петель четыре особи кабарги (2 самца и 2 самки). При этом:
За самцов
Т = 60000
К = 5
N = 2
За самок
Т = 60000
К = 7
N = 2
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
= 60000 х 5 х 2 = 600000 руб.
= 60000 х 7 х 2 = 840000 руб.
Сумма вреда в отношении всех четырех особей кабарги составит 1440000 руб.
Пример 5.
Добыча охотничьих ресурсов сверх установленного количества охотничьих ресурсов, указанного в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
При осуществлении коллективной охоты в общедоступных охотничьих угодьях произведен отстрел самца благородного оленя сверх количества, указанного в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. При этом:
Т = 70000 руб.,
К = 3,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 70000 х 3 х 1 = 210000 руб.
Пример 6.
При осуществлении коллективной охоты в общедоступных охотничьих угодьях произведен отстрел самки благородного оленя сверх количества, указанного в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. При этом:
Т = 70000 руб.,
К = 5,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 70000 х 5 х 1 = 350000 руб.
Пример 7.
Добыча охотничьих ресурсов сверх установленной нормы добычи охотничьих ресурсов (за день или за сезон), указанной в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
Физическое лицо, находясь в общедоступных угодьях, совершило отстрел 3 перепелов сверх установленной нормы добычи в день, указанной в разрешении на добычу охотничьих ресурсов. При этом:
Т = 200 руб.,
К = 1,
N = 3
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 200 х 1 х 3 = 600 руб.
Пример 8.
Действия (бездействие), по причине которых произошло уничтожение (гибель) охотничьих ресурсов умышленно или по халатности при осуществлении хозяйственной деятельности (без проведения предварительного расчета вреда намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность).
При проведении обществом с ограниченной ответственностью работ по ремонту подземного газопровода погибла сибирская косуля, попавшая в выкопанный и ничем не огороженный котлован на территории ремонтных работ. При этом:
Т = 40000 руб.,
К = 3,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 40000 х 3 х 1 = 120000 руб.
Пример 9.
Уничтожение охотничьих ресурсов по неосторожности (кроме случаев осуществления охоты).
Физическое лицо, управляя принадлежащим ему транспортным средством, сбило пятнистого оленя, переходившего автомобильную дорогу. Дорожно-транспортное происшествие произошло в ночное время в условиях плохой видимости. Умысла физического лица в уничтожении пятнистого оленя не было, то есть животное погибло по неосторожности. При этом:
Т = 60000 руб.,
К = 1,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 60000 х 1 х 1 = 60000 руб.
Пример 10.
Уничтожение охотничьих ресурсов, занесенных в красные книги субъектов Российской Федерации.
Физическое лицо, находясь на территории общедоступных охотничьих угодий, добыло рысь. Данный вид охотничьего ресурса занесен в красную книгу субъекта. При этом:
Т = 40000 руб.,
К = 5,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 40000 х 5 х 1 = 200000 руб.
Пример 11.
Физическое лицо, находясь на территории общедоступных охотничьих угодий, добыло самку рыси. Данный вид охотничьего ресурса занесен в красную книгу субъекта. При этом:
Т = 40000 руб.,
К = 7,
N = 1
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 1:
У = 40000 х 7 х 1 = 280000 руб.
Пример 12.
Нарушение или уничтожение среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.
При прокладке ветки магистрального газопровода федерального значения в бессрочное пользование (то есть период воздействия принимается равным 30 годам) для строительных работ и возведения элементов инфраструктуры (территория необратимой трансформации) была изъята лесная территория, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов. Размер изъятой территории составил: в ширину — 0,2 км, в длину — 43 км, то есть 860 га. Кроме того установлено, что при проведении работ (из-за шума работающей техники) необходимо выделение территорий воздействия.
Территории воздействия были выделены в результате проведения исследовательских работ (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия), а в ходе камеральных работ была определена площадь каждой из территорий воздействия, которая составила 1720 га.
Для определения видового состава охотничьих ресурсов и их численности на территории необратимой трансформации и близлежащих территориях (территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) были проведены учетные работы. При этом была установлена плотность охотничьих ресурсов на территории воздействия, а затем рассчитана их численность на каждой территории воздействия. В результате учетных работ плотность лося определена 6 особей на 1000 га, а численность вида составила:
— на территории необратимой трансформации — 5,16 особей;
— на территории сильного воздействия — 10,32 особей;
— на территории среднего воздействия — 10,32 особей;
— на территории слабого воздействия — 10,32 особей.
Норматив допустимого изъятия вида на данной территории в текущем году составил 8%. Размер таксы для исчисления размера вреда для данного вида составляет 80000 руб.
Вред, причиненный лосю на территории необратимой трансформации, рассчитывается по формуле:
.
У = (5,16 + (5,16 х 0,08 х 30)) х 80000 = 1403520 руб.
Вред, причиненный лосю на территории сильного воздействия, рассчитывается по формуле:
.
У = (10,32 + (10,32 х 0,08 х 30)) х 80000 х 0,75 = 2105280 руб.
Вред, причиненный лосю на территории среднего воздействия, рассчитывается по формуле:
У = (10,32 + (10,32 х 0,08 х 30)) х 80000 х 0,5= 1403520 руб.
Вред, причиненный лосю на территории слабого воздействия, рассчитывается по формуле:
.
У = (10,32 + (10,32 х 0,08 х 30)) х 80000 х 0,25 = 701760 руб.
Суммарный вред от нарушения среды обитания одного вида охотничьего ресурса (лося) определяется как сумма вреда на всех территориях воздействия и исчисляется по формуле:
.
У = 1403250 + 701760 + 2105280 + 1403250 = 5613540 руб.
Аналогичные расчеты выполняются для всех видов охотничьих ресурсов, обитавших (обитающих) на территории воздействия.
Суммарный вред от нарушения среды обитания охотничьих ресурсов исчисляется как сумма вреда по всем видам охотничьих ресурсов, которые обитают на территории воздействия, и рассчитывается по формуле N 3.
Пример 13.
Локальное разрушение (уничтожение) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов.
При прорубке трансекты строительной организацией для строительства асфальтовой автодороги подвергся вырубке глухариный ток, расположенный на территории охотничьего хозяйства. Учет численности токующих глухарей на территории данного тока проводился в текущем году. Материалы учетных работ были надлежащим образом оформлены и представлены в виде отчетной документации в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. По данным учета на территории данного тока в текущем году токовало 8 самцов глухаря. Учитывая, что половое соотношение особей в популяции глухаря близко 1:1, на территории данного тока принимало участие в размножении 16 особей глухаря. При этом:
(=) 16 особей,
Т = 6000 руб.,
К = 5
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 4:
У = 16 х 6000 х 5 = 480000 руб.
Пример 14.
Локальное разрушение (уничтожение) обитаемых либо регулярно используемых охотничьими ресурсами в жизнедеятельности и для воспроизводства (размножения) нор, дупел деревьев, токов.
Физическое лицо, находясь на территории закрепленного охотничьего угодья, разрушило (раскопал и оставил не закопанным) барсучье поселение в целях добычи барсука, разрешение на добычу которого у него имелось. Вред, тем не менее, был нанесен. По данным материалов учета численности барсука в охотничьем угодье в данном барсучьем поселении обитало 5 особей барсука. При этом:
= 5 особей,
Т = 12000 руб.,
К = 5
Исчисление размера вреда охотничьим ресурсам осуществляется по формуле N 4:
У = 5 х 12000 х 5 = 300000 руб.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902319937

Ниже вы узнаете, какая предусмотрена ответственность за браконьерство в 2019: штраф, наказание, статья Уголовного и Административного кодекса – вся информация представлена подробно.

Штрафы за браконьерство


Распространённое наказание за незаконные охоту и рыбалку – уголовная и административная ответственность. Выбор надлежащей карательной меры зависит от состава преступления и его последствий, а также от обстоятельств и периода, в течение которого природоохранный инспектор, осуществляющий государственный экологический контроль, поймал нарушителя. Новые штрафы за браконьерство в 2019 значительно выросли по сравнению со своими аналогами прошлых лет.
Теперь охота без разрешительной путёвки карается:

  • штрафом от 500 рублей до 4 тысяч рублей;
  • конфискацией орудия охоты;
  • лишение права на охоту в течение срока до 2 лет.

Повторное нарушение этого же вида карается более жёстко:

  • штраф вырастает до минимальной отметки в 4 тысяч;
  • запрет на охоту удлиняется до 3 лет.

Если на охоту без путёвки отправляется должностное лицо, за этим проступком следует наказание в виде штрафа в размере 20-30 тысяч рублей в первом случае и 50 тысяч рублей при повторном преступлении.

За охоту в период запрета частным лицам придётся забыть о своём хобби в течение 1-2 лет, а должностные лица за этот же проступок расстанутся с деньгами в сумме от 35 до 50 тысяч рублей.

Один из следующих видов наказания:

  • штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей;
  • лишение дохода в эквиваленте 2-3 лет трудовой деятельности;
  • лишение свободы на два года;
  • исправительные работы

применяется при нелегальном отстреле или вылове, если эта деятельность принесла за собой особо крупный ущерб, что означает:

  • незаконная рыбалка с катеров;
  • рыбалка с применением взрывчатых или химических веществ, а также электрического тока;
  • применение иных запрещённых средств рыбалки в регионах нереста или миграционных путей к ним.
  • рыбалка или охота в регионах, где зафиксировано экологическое бедствие или чрезвычайная экологическая ситуация.

Совершение запрещённой охоты или рыбалки организованной группой по предварительному сговору с опорой на служебное положение и с особо крупными последствиями влечёт за собой ещё более жёсткое наказание, а именно:

  • штраф в сумме от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей (или в размере общего дохода в период в 3-5 лет);
  • лишение свободы сроком от 2 до 5 лет с последующем запретом на трудовую деятельность определённого вида сроком до 3 лет.

Сумма штрафа за браконьерство зависит от вида убитого животного:

  • соболь «стоит» 15 тысяч рублей;
  • за убийство лося причитается от 40 до 80 тысяч рублей;
  • незаконно убитый медведь заставит браконьера раскошелиться на 30-60 тысяч рублей;
  • за убийством ондатры следует выплата в размере 500 рублей.

Как не нарушать закон


Любители охоты и рыбалки, даже если они предаются этому хобби законным образом, могут столкнуться с природоохранными инспекторами. Ниже перечислены рекомендации, как себя вести, чтобы не получить штраф.
1. Перед тем, как отправиться в лес или на речку, проверить, разрешена ли эта деятельность в данное время.
2. Обязательно прочитать соответствующие статьи УК и КоАП, чтобы быть осведомлённым о всех проступках, за которые приходит серьёзная ответственность.
3. Взять с собой документ, подтверждающий право на охоту (если же его нет, необходимо сначала озаботиться его получением, а уже затем заниматься этим хобби).
4. Рыбачить посредством только тех орудий, которые разрешены законом.
5. Перед рыбалкой ознакомиться со списком тех видов, которые запрещены для вылова (если они попали в сеть, их обязательно нужно вернуть в воду).
6. Не приближаться на автомобиле к водоёму ближе 200 метров, не мыть машину водой из этого озера или реки.
7. При встрече с природоохранным инспектором предъявить ему разрешительные документы, не препятствовать его осмотру автомобиля и добычи.

Итак, штрафы и прочие виды наказания призваны не только карать пойманных браконьеров, но также заставлять потенциальных нарушителей крепко задуматься о правильности своих действий и о возможных последствиях.

Охотник или рыболов, имеющий все необходимые документы и занимающийся любимым делом в разрешённый период, может не бояться этих карательных мер при условии чёткого следования закона.

В целом, браконьерство – это обширная социальная проблема, которая захватила не только всю Россию, но и весь мир. На каждом континенте власти стремятся защитить вымирающих животных от массового нелегального отстрела, применяя штрафы и прочие санкции.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/chto-takoe-brakonerstvo/

Гражданам, далеким от законодательства, трудно разобраться, какие установлены штрафы за охоту без путевки в 2019 году, ведь санкции для нарушителей установлены и Уголовным кодексом, и Кодексом об административных нарушениях, и указами других ведомств. Разберем этот вопрос подробно.

Какое наказание за охоту без путевки

Порядок получения разрешительных документов, непосредственной охоты со всеми подробностями регулируется законодательством в области охоты, в частности, федеральным законом № 209-ФЗ от 27 июля 2009 года и подзаконными нормативно-правовыми актами и смежными законами.

В ст.57 закона № 209-ФЗ указано, что ответственность за нарушение охотничьего законодательства устанавливается согласно законам России. Подразумеваются Кодекс об административных правонарушениях России, а для некоторых видов нарушений — Уголовный кодекс России.

Охотники жалуются, что возросли наказание и ответственность за охоту без путевки, лицензии, разрешения, нарушение сроков и правил охоты. Однако повышение штрафов обусловлено необходимостью усиления защиты природных ресурсов в силу их уничтожения и порчи, в первую очередь, браконьерами.

В действительности, возросшие штрафы за охоту без лицензии и за браконьерство в 2019 году не останавливают нарушителей, которые продолжают незаконную охоту на редких и вымирающих животных. Требуются и другие меры контроля и пресечения, но, с другой стороны, новые штрафы за незаконную охоту в России в 2019 году мотивируют «белых» охотников быть более законопослушными и не поддаваться искушению нарушить действующее законодательство в мелочах.

Итак, какие требования предъявляются к охотникам:

  • соблюдение охотничьего минимума — знание техники безопасности при использовании охотничьего оружия и ведении охоты и пр.;
  • соблюдение Правил охоты, утвержденных Министерством природопользования России;
  • знание законодательства в сфере охоты и природопользования;
  • наличие разрешения на добычу охотничьих ресурсов;
  • наличие лицензии — для охоты на некоторых видов животных;
  • наличие путевки — договора с владельцем угодий;
  • охотничий билет — «паспорт» охотника.

Таблица штрафов за незаконную охоту без путевки, без лицензии, за браконьерство

Свежую информацию о новых штрафах за нарушение правил охоты с февраля 2019 года можно почерпнуть непосредственно из КоАП РФ и УК РФ.

В КоАП РФ нет поименного списка штрафов за каждое конкретное нарушение, но есть общие формулировки, под которые попадают конкретные нарушения. Например, мера ответственности за охоту без лицензии на утку, или бобра, не предусмотрена, но есть общая статья — нарушение правил охоты.

Все меры ответственности:

Вид нарушения

Административные санкции

Уголовные санкции

Нарушение правил охоты

Штраф: 500 — 4 000 рублей + возможна конфискация оружия

либо

лишение права на охоту до 2 лет.

Штраф для лиц, занимающих должности: 25 000 — 35 000 рублей + возможна конфискация оружия

Неоднократное нарушение правил охоты

Штраф: 4 000 — 5 000 + возможна конфискация оружия

либо

лишение права на охоту до 1- 3 лет.

Штраф для должностных лиц: 35 000 — 50 000 рублей + возможна конфискация оружия

Нарушение сроков охоты и охота неразрешенными видами оружия

Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет.

Для должностных лиц штраф: 35 000 — 50 000 рублей + возможна конфискация оружия.

Непредставление путевки, разрешения или лицензии

Для граждан: лишение права на охоту до 1 — 2 лет.

Для должностных лиц штраф: 25 000 — 40 000 рублей + возможна конфискация оружия.

Нарушение правил пользования животными ресурсами

Для граждан: 500 — 1 000 рублей + возможна конфискация оружия.

Для должностных лиц: 2 500 — 5 000 рублей + возможна конфискация оружия.

Для юрлиц: 50 000 — 100 000 рублей + возможна конфискация оружия.

Незаконная охота с крупным ущербом природе,

с применением газов, взрывчатых вещество и т. д.,

охота на запрещенных зверей, охота в охраняемых зонах, на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией

Штрафы и лишение права на охоту по указанным выше статьям КоАП РФ.

Штраф — 500 000 или менее,

или в размере зарплаты и доходов за 2 года,

или лишение свободы до 2 лет.

Незаконная охота с использованием должностных и служебных полномочий, а также по сговору,

или с особо крупным ущербом

Штрафы и лишение права на охоту по указанным выше статьям КоАП РФ.

Штраф — 500 000 — 1 000 000 рублей,

или зарплата и иные доходы за 3 -5 лет,

или лишение свободы до 3 — 5 лет + возможно лишение прав заниматься какими-то видами деятельности

Охота на виды животного мира, включенные в Красную книгу. Актуальную Красную книгу животных можно скачать на официальном сайте Минприроды РФ.

Штрафы и лишение права на охоту по указанным выше статьям КоАП РФ.

Обязательные работы до 480 часов или

исправительные работы до 2 лет

или принудительные работы до 3 лет

+ возможен штраф до 1 000 000 рублей или зарплата и доходы за 2 года + возможно ограничение свободы до 1 года

или лишение свободы до 3 лет + возможен штраф до 1 000 000 рублей или зарплата и доходы за 2 года или с ограничением свободы до 1 года

Важно! Штрафы и санкции не являются единственными для нарушителя. К ним могут добавляться статьи по нанесению ущерба окружающей среде, использованию запрещенных веществ и орудий, а также вообще отсутствие разрешение на ношение оружия, за негативное воздействие на природу.

Вдобавок к федеральным мерам пресечения необходимо учитывать таксы за браконьерство, которые устанавливаются Минприродой России. Так, с февраля 2018 года штрафы за конкретные виды животных возросли в несколько раз.

Рассмотрим конкретные примеры:

  • штраф за медведя без лицензии в 2019 году — за отсутствие лицензии лишат права на охоту на 1-2 года, если еще и в период, запрещенный для охоты, дополнительное лишение прав еще на 1-2 года; если имеют место условия ст.258 УК РФ — штраф до 500 000 рублей; а если медведь еще и из Красной книги России или в перечне животных, защищаемых международным законодательством (например, бурый медведь), то вступают санкции по ст.258.1 УК РФ — работы, ограничение или лишение свободы и штраф до 1 000 000 рублей; вдобавок штраф за каждую особь медведя — 60 000 рублей; если охота происходит на охраняемых территориях, то штраф за охоту в зеленой зоне равен семикратному штрафу за браконьерство: 60 000 × 7 = 420 000 рублей;
  • штраф за кабана без лицензии в 2019 году — обычное физлицо оштрафуют на 500 — 4 000 рублей и могут конфисковать оружие либо лишат права на охоту до 2 лет; сюда же добавляются штрафы за каждую особь браконьерам — 30 000 рублей;
  • штраф за незаконную охоту на косулю — вдобавок к штрафам из КоАП и УК РФ нужно платить за каждого убитого 40 000 рублей как минимум; если охотились в заповедники, то в 7 раз больше;
  • штраф за барсука — ко всем административным и уголовным санкциям добавляется такса за браконьерство — 12 000 рублей;
  • штраф за глухаря без лицензии в 2019 году — все выше указанные санкции + штраф 6 000 рублей за каждую убитую птицу;
  • штраф за утку — + 600 рублей за каждую;
  • штраф за тетерева — + 2 000 рублей за каждую.

Важно!
За убитых самок штрафы Минприроды увеличиваются еще в 5 раз. В таком же пятикратном размере действует штраф за охоту в заказнике.

Что касается подделки путевки на охоту или охотничьего билета и других документов, то за это деяние еще нужно нести наказание по УК РФ в ст.327.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *